Простые вещи

Привет.

Зачем браться за сложные сюжеты, когда не получаются самые простые? Зачем рисовать пейзаж, если не получается пока всего лишь одна травинка или листочек? Почему желание сразу прыгнуть выше головы идет впереди трезвой оценки возможностей? Куда мы так торопимся?

Вопросы выше каждый наверняка задавал себе сам. Я же задаю их не только себе, но и другим людям, которые пытаются научиться рисовать и с первых же рисунков рассчитывают на шедевр. При этом шедевр почему то не получается, настроение человека падает и приходит депрессия с мыслями, что он ни на что не способен и у него никогда не получиться.

Давно уже хотел зафиксировать свои мысли на блоге, т.к. многие вещи повторяю постоянно в письмах, а так будет постоянная страничка, на которую можно в будущем ссылаться.

Вспомните, как вы учились различным вещам? Например, кто то учился играть на гитаре. Невозможно было начать сразу играть классные мелодии, получалось только игра на нервах) Поэтому приходилось учить аккорд за аккордом, прежде чем начинало что-то получаться.

Или возьмем боевые искусства. Пока не освоены базовые движения — не возможно показать высокие результаты в сложных техниках.

Везде нужна постепенность. Только постепенное, последовательное регулярное движение вперед принесет результат. Можно много пытаться сразу рисовать сложные сюжеты, но они так и будут оставаться на среднем, а то и низком уровне, если вы не вернетесь назад изучить основы или по крайней мере сами до них не дойдете опытным путем (что может потребовать гораздо больше времени).

Мне видится два основных подхода к росту навыков рисования:

  • регулярно создавать много много различных набросков, скетчей на совершенно различные темы — самый популярный, везде рекламируемый и полезный подход (практически в любой школе вам скажут о том, что нужно рисовать как можно больше и постоянно)
  • создание одного рисунка и совершенствование его до бесконечности, пока хватает терпения (не видел, чтобы кто-то рекламировал такой подход в интернете, но в детстве в рисунках именно такой подход давал мне наилучшие результаты).

Применять в рисунке крайне важно оба подхода. Но сегодня мне хотелось бы затронуть именно второй случай, который возможно в силу упорства (или упрямства :-)) я неосознанно применял с детства. Принцип прост — нарисовал, не понравилось, нарисуй это же еще раз. Причем столько раз, пока тебе не понравится.

К примеру, возьмем какой-нибудь простой фрукт — яблоко. Раньше я мог нарисовать его примерно так:

Яблоко простым карандашом

Результат бы не очень меня впечатлил. Но именно на этом моменте я говорил себе — не нужно рисовать еще 10 других яблок или бананов, если видишь, что совсем не то получилось, что нужно. Нужно добить это самое яблоко. Хоть я и не всегда шел этим путем, но оно в итоге дало очень хорошие результаты в последствии. Вспомните, сколько раз в школе мы рисовали одну и ту же закорючку, чтобы нормально начала получаться одна буква.

Когда я узнал, чего мне не хватает, то добыл недостающие знания и попробовал нарисовать так (кстати, одно из моих первых видео на блоге):

рисуем яблоко акварельными карандашами

Но и на этом я не остановился, т.к. итоговый результат меня не устроил. Поэтому я «родил» еще один, более глянцевый, вариант:

Яблоко цветными карандашами

Но и он меня не устроил. Скорее всего будет еще один вариант 🙂

А теперь попробуйте вспомнить, сколько раз вы рисовали один и тот же рисунок? Или все они были в одном экземпляре даже без предварительных скетчей?

Не так давно мне написал один из моих читателей — Виталий Басалаев.

Виталий очень любит рисовать портреты и за время общения прислал мне очень много своих работ. Но его очень не устраивал результат. До такой степени, что он начинал думать, что уже ни на что не способен и что рисовать красиво научиться ему точно не под силу.

С разрешения Виталия публикую некоторые его работы.

Портреты Виталия Басалаева

Как видим, Виталий использовал самый популярный метод — рисовал часто и много разных портретов. Но при отсутствии базовых знаний одинаковые ошибки повторялись из портрета в портрет, не давая видимого прогресса.

Мне было очень интересно увидеть, насколько хорошо работает метод рисования одного и того же рисунка несколько раз. Поэтому я предложил Виталию провести небольшой эксперимент, где мы могли бы на собственном опыте убедиться, что несмотря на отсутствие веры Виталия в свои силы, на самом то деле он может рисовать и весьма неплохо!

Суть эксперимента я описывать не буду, в нем я по сути играл роль направляющего, просто показывая Виталию на какие моменты следует обращать в рисунке. Главное — в упражнениях мы использовали «простые вещи» — две обыкновенных груши. Итог эксперимента такой:

Рисунок груш до упражнения под номером 1, а рисунок груш после завершения эксперимента под номером 2:

Рисунок груш

Само упражнение немного сказалось и на последующих работах Виталия (сравните с первоначальными работами выше):

Рисунок Виталия Басалаева

Рисунок Виталия Басалаева

Рисунок Виталия Басалаева

Оставляйте ваши комментарии под статьей, что по вашему мнению нужно поправить в работах Виталия. Здоровая критика всегда приветствуется! 🙂

В итоге, на простых вещах Виталий узнал, какие могут быть ошибки и куда нужно обращать внимание, чтобы их заметить. В свою очередь благодарю Виталия за его упорство и терпение при выполнении упражнений!

Если вы сами пока не можете замечать свои ошибки, то:

  • обращайте внимание на любые участки в рисунке, которые просто интуитивно вам не нравятся и попытайтесь понять, почему они вам не нравятся, что в них отталкивает лично вас
  • покажите свои рисунки другим художникам, на худой конец — покажите их родным/коллегам на работе/друзьям, чтобы они оценили и сказали, чтО не так в рисунке (собирайте разные отзывы, интересны как раз разные точки зрения о своем творчестве)

Иначе можно очень долго штамповать рисунки с одними и теми же ошибками, так и не начав улучшать их!

Но в любом случае, если вы только начинаете свое творческое путешествие в живопись или рисунок, особенно в высоко-детализированный рисунок, то как бы это скучно не казалось — начинайте с простых вещей. Как оказалось, многие начинающие художники, которые занимаются по урокам в интернете, не могут показать объем на примере шара или куба, но берутся сразу рисовать иллюстрации со сложными элементами пейзажа, участием в них человека или животных.

Именно поэтому в своих видео-уроках я стараюсь в качестве объектов рисования использовать простые образы. Ведь из множества простых объектов и будет в итоге формироваться полноценный сложный сюжет картины. Поэтому так важно на начальных этапах не пропустить азы рисования на простых формах.

Научитесь находить удивительное в самых простых вещах и вы увидите, насколько интересно их рисовать!

Не забудьте поделиться статьей с друзьями. Удачи!

Вадим

Свободный художник. Основная специализация — графика простыми и цветными карандашами, а также сухой пастелью.

4 комментариев в статье “Простые вещи

  • 22.03.2015 at 17:33
    Ссылка на комментарий

    Возможно я не прав, но похоже есть только один путь, просто на примере одного объекта быстрее понимаешь что именно не так, поэтому в работе быстрее появляется некоторая «осознанность действий» что очень положительно влияет на конечный результат.

    Ответить
    • 23.03.2015 at 08:39
      Ссылка на комментарий

      Я бы немного расширил) Есть один путь, который подходит для каждого конкретного человека лучше всего. Важно его найти. А найти его проще всего, узнавая другие пути)

      Ответить

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × пять =