7 плюсов и 7 минусов при использовании фотографий в рисунке

Привет!

В одной из предыдущих статей я обращался к более опытным моим читателям и зрителям, которые рисуют с фотографий, неплохо набили руку и уже чувствуют, что этого им не хватает. Но, думаю, было бы неправильным оставить без внимания нашу начинающую аудиторию.

Эта статья для совсем начинающих, которым рисунок с фотографии может помочь быстро стартовать в изобразительном искусстве, при этом получать довольно неплохие, а иногда и очень хорошие результаты. В основном конечно же речь пойдет об ошибках, которые несложно совершить при рисовании с фотографии. По сути, здесь я более полно раскрою другую сторону вопроса, который как то поднимал в статье - Рисовать картину с фотографии или с натуры. Сразу оговорюсь, что речь пойдет не только об использовании фото, как референса, но и полном копировании фотографии.

Вначале кратко зафиксируем пользу от работы по фотографиям

  • Отличный способ тренировки глазомера. Даже если глазомер пока вообще никак не работает, то рисование по сетке или с помощью других вспомогательных приемов позволяет уже получать хороший результат. А это крайне важно на начальном этапе, чтобы учащийся поверил в свои силы!
  • Превосходный тренажер для тренировки подбора цвета. Что может быть проще - распечатать фотку и подбирать на бумаге нужные оттенки. При этом проще запомнить различные цвета, которые чаще всего используются в тех или иных случаях.
  • Довольно неплохой тренажер для изучения составных частей каких-либо предметов или животных (правда весьма ограниченный ввиду невозможности рассмотрения объекта со всех сторон).
  • Возможность зарисовать момент из жизни, который быстротечен или редок, например, полет дикой птицы или цветок, который вы можете увидеть только в другой стране во время путешествия (в котором у вас просто нет времени на его полноценный рисунок).
  • Возможность многократно возвращаться к рисунку, хоть через час, хоть через год, не завися от натуры.
  • Возможность сидеть дома в тепле и уюте и рисовать зимние, вечерние, дождливые сюжеты (для многих это один из самых главных критериев выбора рисунка по фотографии).
  • Возможность НЕ включать голову во время рисования, сосредоточившись только на удовольствии (не знаю, куда лучше отнести этот пункт, для кого-то он окажется плюсом, а для кого-то жирным минусом :-)). При срисовывании совершенно не обязательно изучать анатомию, перспективу и прочие занимательные вещи. К примеру, когда в школе я сильно увлекался срисовыванием, мне, честно говоря, не очень были интересны какие-то знания по изобразительному искусству. Я просто брал картинку, которая нравилась и срисовывал изображение на бумагу, получая весьма неплохой результат. При этом ни о какой перспективе или цветовых законах вообще не слышал на тот момент, даже не читал книжек с уроками рисования, а интернета тогда и вовсе не было, да и как-то не требовалось. Результат был и радовал как мои глаза, так и глаза друзей и знакомых.

Как видим, плюсов при использовании фотографий в рисунке достаточно много. Было бы нелогично отказываться от фотографий полностью. Но какие ловушки нам могут встретиться? Давайте посмотрим, какие ошибки мы можем тянуть к себе из фотографий в рисунок и какие вообще есть минусы в работе по фотографиям:

  • Искажение объектива. Наверное это самая частая ошибка, которая перекочевывает в рисунки. Как правило, это выпуклое либо вогнутое изображение с фотографии, вызванное особенностями объектива фотокамеры. Сюда же отнесем нарушение перспективы - когда отчетливо видно, что нарушены основные законы перспективы, например, кривой горизонт, кривые завалившиеся на бок строения, неестественная форма объекта и тд.
искажения фото
Слева выпуклое изображение, справа вогнутое
  • Хроматические аберрации и различные цветные блики - цветные искажения, которые могут возникать на краях объектов, особенно, где есть контрастные изображения (например, ветви дерева на фоне неба). Не сильно критично, но иногда бывает заметно, когда в рисунке пытаются передать размытый задний фон с бликами как на фотографии, либо срисовывают с фотографии, которая была снята с большим увеличением.
аберации
Цветные блики от преломления солнечных лучей в линзе объектива
  • Неестественные цвета - либо очень яркие из-за обработки в графических редакторах, либо наоборот бледные (особенно если фото сделано дешевым фотоаппаратом без последующей обработки)
Замыленное фото
Замыленное фото
  • Нарушение баланса белого - например, либо небо засвечено, лес четкий, либо лес затемнен, небо четкое.
Небо четкое, лес темный
Небо четкое, лес темный
Кусты четкие, небо засвечено
Кусты четкие, небо засвечено
  • Фото-коллаж - иногда рисунок может создаваться со своего или чужого фото-коллажа. И здесь важно при наложении одного объекта на фон другой фотографии в графических редакторах не забывать о тенях, рефлексах и тд. В интернете вы можете иногда встречать такие работы, когда, например, нарисована птица в траве, но выглядит она так, как будто ее вырезали и наклеили на рисунок с травой. Т.е. не учли к примеру, что в объединяемых изображениях могли быть разные направления источника света или забыли добавить рефлекс от поверхности, который бы гармонично вписал объект в фон.
  • При рисунке с фотографии невозможно понять форму сложных объектов. Можно только догадываться, что с другой стороны, т.к. нельзя повертеть объект или рассмотреть его с разных сторон. Таким образом, фото не научит анатомии.
  • Чужая фотка может тянуть за собой ошибки в композиции, особенно если фото было сделано неопытным фотографом. Поэтому использование фото не избавит вас от изучения теории гармоничной композиции, если вы хотите, чтобы ваши работы были выстроены грамотно с точки зрения композиции. Лучше всего, когда вы используете фотографию как вспомогательный инструмент, при этом выстраивая свою собственную композицию.

На мой взгляд, в своем творчестве не нужно ставить копирование с фотографий на первое место, если конечно изначально не преследуется именно такая цель (например, для дополнительного заработка с продажи картин по фото). Если вы действительно хотите научиться рисовать, используйте фото как удобный вспомогательный инструмент в ваших работах. Фото должно помогать нам, а не задерживать в развитии. Я навсегда запомнил отношение моих первых зрителей к моим работам, когда еще учился в школе. Многие наверняка попадали в похожую ситуацию. Например, я красиво срисовывал какую-нибудь картинку, показывал друзьям, и они вначале восхищенно удивлялись: "Ух ты, как здорово!" Но потом задавали каверзный вопрос: "Это ты сам нарисовал или срисовал?" Мне почему-то всегда хотелось ответить средним вариантом: "Сам срисовал" 🙂 Но когда я говорил, что "срисовал", то их восхищение довольно быстро проходило. После этого они могли спросить меня: "А можешь нарисовать меня сидя, или можешь нарисовать мою собаку, или можешь нарисовать моего друга, чтобы он сидел и гладил мою собаку?". И тут я понимал, что не могу этого сделать, я не могу нарисовать это. Я не умею рисовать. Только срисовывать. Так ко мне пришло осознание разницы между рисованием и срисовыванием.

Кстати, всего 200 лет назад вообще не было фотографий. Тем не менее это не мешало художникам добиваться реалистичных и даже сверхреалистичных работ. Помните о минусах и ошибках при выборе фотографий для рисунка, и тогда фотография станет надежным и верным помощником в вашем творчестве!

Удачи!

Вадим

Свободный художник. Основная специализация — графика простыми и цветными карандашами, а также сухой пастелью.

Один комментарий в статье “7 плюсов и 7 минусов при использовании фотографий в рисунке

  • 03.06.2015 at 06:23
    Ссылка на комментарий

    Спасибо, Вадим! Я очень много с фотографий рисую,правда, со своих. Стесняюсь на натуру выйти, даже когда немного времени есть. Пытаюсь в себе это преодолеть, вот, Маринино задание пойду выполнять с натуры.

    Ответить

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − двенадцать =