Копирование с фотографий — в чем смысл?

Привет,

Эта статья больше для тех, кто чувствует в себе нечто большее, чем потребность просто перерисовывать разные фотографии. Давно уже хотел рассказать свои некоторые мысли по поводу рисования с фотографий, которые до сих пор не озвучивал в предыдущих статьях, но которые пришли ко мне в процессе собственных творческих изысканий. В особенности полного копирования фотографий, как обычно это бывает в современном стиле гиперреализма. До полноценной статьи руки у меня так и не дошли, но зато получилось проговорить на видео.

Ранее я уже писал на эту тему. Предыдущие статьи можете почитать по ссылкам:

Рисовать картину с фотографии или с натуры

Гиперреализм в рисунке

В этом же видео я поднимаю пожалуй главный вопрос — в чем смысл жизни рисунка, скопированного с фотографии? А также — когда срисовывание с фотографий оправдывает себя?

Надеюсь, что данная дополнительная статья и видео помогут многим найти некоторые ответы на вопросы о творческом пути, а также поможет копировщикам посмотреть на свое творчество с другой точки зрения и возможно начать двигаться к нечто бОльшему.

Само видео смотрите здесь:

Плюс хотелось бы зафиксировать идеи и выводы, которые пришли мне в голову уже после записи видео:

1) Старайтесь всегда четко определить для себя — зачем вы рисуете очередной рисунок, что хотите сказать им, какую цель преследуете? Это может быть учебная цель, либо творческая. Если учебная, то возможные задачи:

  • научиться рисовать от руки
  • правильно создавать композицию
  • научиться передавать эмоции
  • четко и правдоподобно передавать детали в реализме
  • правильно подбирать цвет
  • научиться правильно накладывать цвет
  • изучить последовательность выполнения рисунка и тд.

А творческие задачи могут быть такими:

  • хочу показать зрителю, что я чувствую
  • хочу показать, какую интересную и красивую птицу я увидел
  • хочу создать красивый натюрморт и расставить все грамотно, чтобы радовало глаз
  • хочу нарисовать пейзаж, от которого без ума, его точно должны увидеть люди, причем хочу передать именно вот ту теплоту листьев под солнцем, что сейчас наблюдаю или ту нежную розоватость облаков, что появились на закате (важно поймать и запомнить это внутреннее ощущение того, что вам пришлось по душе и вы захотели этим поделиться с другими).
  • или к примеру, сложные сверхдетализированные ботанические и биологические рисунки, в которых детали крайне важны для правильного определения и раскрытия особенностей вида.

Есть также задачи ремесленника — т.е. те творческие задачи, которые мы делаем для того, чтобы заработать деньги, иногда даже в ущерб получению удовольствия от процесса (т.к. обычно сжатые сроки, стрессы и тд.). К таким задачам могут относится:

  • создание портрета на заказ
  • создание персонажа, обстановки
  • концепт арт к играм, фильмам
  • создание иллюстраций и тд.

2) Полное копирование фотографии для технически подкованного художника по сути не имеет смысла. Для этого есть фотопринтер. Фотографии нужно и можно использовать именно для творческих, учебных и рабочих задач в качестве референса, который позволит сократить время создания рисунка. Поэтому важно после первых успехов в копировании фотографий и работ других авторов сокращать объем копирования и начинать создавать свое собственное (а не копировать еще в больших масштабах, что иногда наблюдается у западных художников гиперреалистов), ибо художник — это творец. Один из простых способов уйти от фотографии — начать создавать наброски того, за что цепляется ваш взгляд, что интересно именно вам, как индивидууму и что бы вы хотели показать зрителю из того, что сами увидели.

Например, вот мой набросок двухлетней давности. В нем мне захотелось передать старину ящика и завал брезента с ведрами. Уж очень они интересно композиционно смотрелись рядом, когда я случайно проходил мимо. Плюс рисунок был учебным, где я пробовал на тонированной бумаге двумя карандашами передать светотень.

Старый ящик и ведра

3) Картина выглядит как картина красками или рисунок карандашами и в этом ее ценность. Рисовать постоянно только с фоток, добиваясь гиперреализма — как сидеть в одной комнате и не выходить в открытый мир, где может ожидать море таинств, загадок и различных чудес. Иногда выглянуть хочется, но страшно и нет опыта, поэтому многие возвращаются обратно в комнату и запираются в ней надолго.

4) Рисовать с фото можно (но ни в коем случае не ставить это единственным методом тренировки):

  • для тренировки набросков
  • в случаях когда ничего не идет в голову, но нужно тренировать технику
  • использовать фото в технике коллажа для рисунка
  • ну и когда вы просто получаете дикое удовольствие от того, что на бумаге от вашей руки, а не от принтера, появляется фотореалистичное изображение. Это также один из самых важных критериев! Меня поймут многие, кто начинал самоучкой, срисовывая с глянцевых картинок любимых персонажей фильмов, мультфильмов или игр. Это довольно интересное ощущение, когда рука просто тянется нарисовать обожаемого персонажа или кумира, чтобы каждой клеточкой тела через рисунок запомнить его и сблизиться с ним, а может быть мысленно побыть им (проще один раз почувствовать, чем 10 раз описать это ощущение :-)). В основном конечно это происходит в подростковом возрасте, когда чувства и эмоции не столь поглощены обществом, стрессами, домашними хлопотами и тд. Но именно поэтому, на мой взгляд и не нужно прекращать это делать (рисовать с фоток), т.к. пока есть запал и желание, нужно проходить этот этап и учиться технике. В будущем в любом случае такое копирование либо забрасывается (т.к. на него нужно реально много времени, которого часто нет у рабочего человека), либо приходит осмысление, что нужно развиваться дальше (и вот тут этот багаж очень хорошо поможет), либо человек просто будет использовать эту способность копировать фото для заработка.

5) Обязательно делайте свои фотографии и уже с них рисуйте, ибо более ценна сама идея того, что вы захотели сказать зрителю, а не ее исполнение. Рисунок с чужого фото — как повтор фразы, которую кто-то уже сказал, только в другом исполнении.

Важно: любые фото (свои и чужие) могут и должны, на мой взгляд, использоваться для рисования в учебных целях, если начинающий художник только начинает оттачивать техническое мастерство. Ибо начинающему проще анализировать статичную картинку (также весьма полезны на этом этапе статичные натюрморты с натуры).

6) Когда видите на просторах интернета множества работ одного художника, скопировавшего кучу фоток, не стоит спорить с другими комментаторами, что он не художник и что это далеко от творчества. Все люди разные, возможно он только учиться и находится на пути к самостоятельным шедеврам, а возможно просто еще не почувствовал, что есть мир, гораздо более огромный и интересный, который сидит внутри нас и его нужно только суметь вытащить наружу через картину. К тому же не стоит забывать, что спрос на такие картины, особенно в западных странах, есть. Поэтому некоторые гиперреалисты уходят просто в сторону зарабатывания денег на этом. Ведь что может быть проще — скопировал фото и продал в «тридорога» из-за того, что это уже не фото, а «ручная работа».

7) Полное копирование фото никогда не даст вам собственного стиля, т.к. при копировании фото результат стремится к одному — к оригиналу в пикселях. Любая классическая штриховка приведет к отличиям от фотореалистичности и добавлению своих особенностей.

Надеюсь, у меня получилось донести свой хаотичный полет мысли до вас, моих читателей :-). Хочется, чтобы вы также, как и я однажды, смогли увидеть, насколько действительно интересен (пусть иногда сложен) и огромен мир изобразительного искусства. Копирование с фоток — это всего лишь одна малюсенькая грань этого мира. Не останавливайтесь на одном, растите, развивайтесь, творите! И помните, что создание чего-то нового приносит в разы больше радости и удовольствия, чем копирование уже существующего!

Не забудьте поделиться статьей с друзьями! Удачи!

PS. Чем дальше я изучаю творчество в изобразительном искусстве, тем больше понимаю, что я еще только в самом начале пути.

Вадим

Свободный художник. Основная специализация — графика простыми и цветными карандашами, а также сухой пастелью.

9 комментариев в статье “Копирование с фотографий — в чем смысл?

  • 13.05.2015 at 00:02
    Ссылка на комментарий

    Спасибо, Вадим! Мне было интересно, согласна со всем о чем говорили. Хотя я только всему учусь, но уже столкнулась с вопросом: зачем и что хочу рассказать. Возможно поэтому не идет работа иногда, мечешься и не понимаешь, что хочешь. И еще спасибо за то, что знакомите с новыми именами и книгами. У Клэр Браун учусь рисовать цветы, Приятнейшая книга. Теперь поищу о пейзажах.

    Ответить
    • 13.05.2015 at 09:24
      Ссылка на комментарий

      Совершенно верно заметили. После определенного количества времени, затраченного на творчество, начинаешь задумываться, а зачем это все, куда я иду, чего хочу добиться и тд. Определение для себя целей и смысла буквально заряжает новой энергией и новыми идеями!

      Ответить
  • 14.05.2015 at 00:06
    Ссылка на комментарий

    После сильной болезни в 2012 году рисовать хотела бы, но когда ставлю краски и берусь — ничего не получается и мука в душе. Уже столько пейзажей в инете пересмотрела, натюрморты с цветами — все очень красиво, хочется попробовать самой (я раньше писала) но увы, ничего не получается и желание писать не вернулось. Это наверно что-то психологическое. Может кто сможет мне что-нибудь посоветовать?

    Ответить
    • 14.05.2015 at 08:51
      Ссылка на комментарий

      Ирина, возможно это депрессия после болезни так сказывается. Попробуйте завести скетчбук и просто чиркать туда что попало, но не оценивать это, получилось или нет. И тем более никому не показывать. Пусть это будет ваш личный журнал. Попробуйте вновь почувствовать удовольствие от процесса. На результат пока внимание не обращайте, даже можно не дорисовывать какие то вещи. Практика показывает, что такие зарисовки очень положительно сказываются на здоровье, главное, повторюсь — концентрация на удовольствии от процесса. Но если удовольствия совсем нет и даже не приходит, то возможно это не ваше занятие и нужно просто сменить хобби.

      Ответить
      • 14.05.2015 at 16:15
        Ссылка на комментарий

        Спасибо, Вадим за совет, попробую. Просто все родные хотят моих картин, пристали: почему не пишешь… Всего Вам доброго.

        Ответить
  • 11.09.2015 at 08:16
    Ссылка на комментарий

    Спасибо за статью и видео. Действительно даже фотография порой не передаёт того, что хотел бы сказать и показать с помощью этого фото. Я увлекаюсь фотографией, но это удивительно, что отсняв красивейший пейзаж иногда кажется, что зритель всё равно не поймёт, то что я хотела показать с помощью этого фото, потому что на фото не всегда можно расставить акценты, их иногда не видно, это видно только моим глазам, по крайней мере мне так кажется. И часто я думаю — вот если бы это нарисовать было бы гораздо лучше! Вот такие вот дела! Успехов всем!

    Ответить
  • 27.02.2016 at 22:10
    Ссылка на комментарий

    Спасибо за статью. Сейчас, после долгого перерыва, решила снова рисовать. Желание сильное, но вот навыков уже нет. Акварелью вообще не получается. А вот карандашами еще не пробовала ( на данный момент). Когда беру карандаши в руки,- чувство, словно со старыми друзьями «общаюсь»! Все детство только ими и рисовала.
    Теперь очень жалею, что не поступила в худ.-пром. : если с детства есть к чему-то наклонности, -их следует развивать!

    Ответить
  • 27.02.2016 at 22:16
    Ссылка на комментарий

    Собственно, забыла, что хотела сказать. :)) В детстве училась именно, срисовывая.. После этого могла рисовать сама, » с головы». Теперь опять начинаю копировать, хочу «набить руку». ( Вот только теперь поняла, что наиболее продуктивно работать можно было только в детстве и отрочестве- сам себе принадлежишь! А сейчас- то приготовить, то помыть, то постирать и т.д.! :))) )

    Ответить
    • 27.02.2016 at 23:11
      Ссылка на комментарий

      Да, взрослым в этом плане немного сложнее, т.к. свободного времени гораздо меньше. Но тем не менее, навык рисования также развивается, как и любой другой навык, будь то игра на гитаре, вождение автомобиля и тд. Главное регулярные упражнения. Копирование в этом плане поможет, не задумываясь о сюжете и прочих нюансах, натренировать глазомер и умение воспроизводить оттенки цвета, а также фактуру объектов. Ну а дальше уже каждый сам решает, куда идти — в сторону создателя или в сторону копировщика.

      Ответить

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − семнадцать =