Одна из моих первых серьезных работ
Привет!
В этой статье мне хотелось бы немного рассказать вам об истории жизни одной моей старой картины. Нарисована она была еще в далеком 2001 году, когда я учился в школе в 10-м классе. А если быть точным, то не нарисована, а написана, т.к. это был мой первый опыт работы масляными красками. В то время я совсем не имел понятия, как рисовать масляными красками, как смешивать цвета и другие премудрые вещи. Интернета, как и самого компьютера, у меня дома на тот момент не было и в помине, поэтому узнать тонкости живописи маслом было практически негде. Книг на эту тему в небольших городах, где я жил, не было. Но что самое интересное - перед созданием своей первой большой работы у меня даже не появилось и тени мысли о том, что вначале бы неплохо изучить, как это делается. Было только сильнейшее желание нарисовать, создать свою картину. Ну а так как мне привезли из большого города "огромный" набор масляных красок из 6 цветов, то и выбор пал на них в качестве инструментария.
В детстве я как и многие подростки фанател от разных актеров из экшн фильмов. Не исключением стал и Арнольд Шварценеггер, который всегда восхищал меня своей физически развитой фигурой и ролями героя боевиков. Поэтому на стене перед моим столом постоянно висели различные рисунки всевозможных актеров и знаменитостей, выполненных карандашами, фломастерами или акварелью. И вот однажды мне купили школьный дневник, на обложке которого красовался Арнольд с мечом из фильма Конан-разрушитель. У меня возникло сильнейшее желание нарисовать его. Возможно таким образом, я хотел впитать его силу и мощь, которую он излучал с обложки моего дневника. И надо же было так совпасть, что как раз в этот момент у меня появился набор с масляными красками.
Наличие масляных красок и дикое желание нарисовать любимого актера сделали свое дело - я решился нарисовать свою первую большую картину формата А1 маслом. Я никогда этого не делал раньше, я никогда не рисовал на таких форматах бумаги, никогда не видел, как это делается, и естественно понятия не имел, как работать с масляными красками. Я хотел только одного - нарисовать Арнольда и точка. Ни одной мысли о предварительном обучении, ни одной мысли о провале этой затеи, только мысль о том, что я хочу сделать.
Идея о сюжете пришла сразу же. Так как мне подарили набор с масляными красками, я решил - а чем я хуже Леонардо да Винчи? Он же тоже рисовал маслом. В моем шкафу на тот момент имелась книга с картинами и рисунками да Винчи, где самой популярной работой была его знаменитая Мона Лиза (книг с другими художниками у меня не было, наверное поэтому сюжет возник в голове сам собой из-за отсутствия вариантов).
И мне до сих пор запомнился разворот, где были показаны картины разных художников, которые пытались в разные века повторить картину да Винчи "Мона Лиза". Но их варианты мне не нравились и поэтому я решил, что нарисую свою Мону Лизу...но с мечом. Если у Леонардо это получилось, значит и у меня получится, думал я.
Набросок удалось выполнить довольно быстро. Несмотря на то, что референсом мне служило небольшое изображение со страницы школьного дневника, а итоговый формат я выбрал А1, точность рисунка удалось передать вполне неплохо. Для этого я воспользовался разными вспомогательными линиями, где линейкой с учетом пропорций отмечал где и какой элемент должен находится. И когда затем я взял в руки масляные краски, тут и началась "магия".
Писал картину я не каждый день, в основном в выходные по несколько часов. Водой краски оказались не размываемыми, и мои родители подсказали мне воспользоваться растворителем. Каждый раз процесс выглядел так - я брал ватман А1 с наброском Арнольда, краски, растворитель, кассетный магнитофон и шел на кухню - единственное место, где был большой стол, на котором можно было разложить ватман. Магнитофон располагался на холодильнике, я запускал одну из заезженных кассет с тяжелым роком и приступал к написанию картины. Дальнейший процесс полностью остался за пределами памяти, как будто в тумане. Помнится только одно - я включал магнитофон, брал кисти и...куда то проваливался, пропадал. Потом вдруг выныривал и завершал на сегодня работу, обнаруживая, что еще одна часть картины готова. Удивительным казалось, глядя на картину - как я это сделал, как я смог ее завершить, если даже не знал, как, что и с чем смешивать, как получить ровные переходы, различные оттенки и тд. Но спустя годы, интересуясь практикой дзэн, я понял ответ на свой вопрос. Во время полного погружения в себя, меня по сути вело мое подсознание, желание и намерение нарисовать картину. Никаких сомнений в том, что я это сделаю, у меня не было, и поэтому в процессе написания я полностью перешел в состояние "здесь и сейчас". Поистине неизведанное и интересное чувство, похожее на транс, когда четко помнишь момент "до" и "после", но довольно смутно то, что было посередине.
На сегодня с того времени осталась только одна нечеткая фотография, запечатлевшая мою работу, приближающуюся к завершению:
Как видите, рисовал я кусками, прыгая с одного на другой, даже не представляя, что существуют какие то другие способы. По этому же признаку, кстати, профессиональные живописцы сразу видят дилетантов и любителей, когда те показывают этапы своих работ, выполненные отдельно завершенными кусочками в отрыве от всей картины.
О такой особенности я на тот момент не знал, да и не было нужды узнавать, ведь каждый кусочек у меня очень походил на оригинал, с которого я срисовывал. Настолько велико было желание реализовать задуманное.
Общая продолжительность работы составила примерно полгода. Сколько ушло чистого времени, неизвестно. Помню, что всем понравился итоговый результат. А отец даже отнес картину местному художнику, чтобы тот оценил степень мастерства. Художник добавил на лице Арнольда всего несколько интересных штрихов обычным простым карандашом и глаза стали живыми. Эти штрихи до сих пор на месте, я не стал ничего удалять.
Вот так картина выглядит в завершенном варианте:
Но что удивительно! Я не спешил кому-либо показывать свою работу. Как будто бы боялся, что ее всю "высмотрят" и мне ничего не достанется. Как будто из нее вычерпают ту силу, которую я в нее заложил при написании.
Какое-то время она висела у меня в комнате. Но в один прекрасный момент мне понадобилось собрать некоторые свои рисунки для выступления на конкурсе "Ученик года". После продолжительного размышления я все-таки решил взять картину с собой.
На конкурсе мою картину увидела местный библиотекарь из дома культуры. До сих пор помню ее слова, когда она меня отчитывала: "Такие картины нельзя скрывать от народа, их должны видеть зрители!". И забрала ее на местную выставку. Так, впервые, сам того не желая, я попал на выставку. Причем, по сути это не я туда пришел, а меня привела туда моя работа. В выставочный зал я попал только на второй день. Но был довольно сильно поражен, когда увидел толпу народа (в основном молодежи), которая толпилась около моей картины и рассматривала ее. Я и предположить не мог, что моя работа кого-то заинтересует, ведь я не являюсь профессиональным художником, да и вообще впервые рисовал маслом. У других картин народу было немного, некоторые остались совсем без зрителей.
По сей день эта картина висит у меня на стене и заряжает меня какой-то странной бодрящей энергией, когда я на нее смотрю. Как будто сам Арнольд, вечно молодой и сильный передает часть этой силы. Только спустя годы я начал понимать, чтО именно порой находят в картинах некоторые коллекционеры и любители живописи. Не внешнюю оболочку, не визуальную составляющую, а скорее внутреннюю гармонию и другие более глубокие чувства, что делает картину бесценным источником вдохновения и творческой энергии.
Надеюсь, что история этой одной картины вдохновит вас на свои собственные подвиги. Ведь реализуемое изнутри ваше искреннее желание и приносит в итоге ощущение счастья! Попробуйте взять самый близкий и любимый для вас сюжет, попробуйте сильно сильно почувствовать настоящее желание и стремление нарисовать его. Вложите немного своих идей и отбросьте сомнения! И я уверен, у вас получиться создать свою работу, которая принесет вам столько же опыта и необычных открытий, сколько принесла мне моя первая серьезная работа.
Удачи!
Здравствуйте,Вадим!Развеселили Вы меня своим 1-ым опытом в рисовании.Отличный Арни получился у Вас,и глаза у него добрые.Я сильно отстала от Вас по поиску себя в рисовании,но вдруггод назад приобрела цветные карандаши и пособия по рисованию и загорелась!Потом судьба свела меня с Мариной Трушниковой,которая поддержала меня морально и практическими советами-уроками.С лета я начала,,творить на неделе Роз,где впервые взяла кисточку.Так и шагаю мелкими шажками-цветной карандаш,акварель и гуашь.1-ое достижение-это Ваши изумительные яблоки,-тоже находилась в состоянии ,,здесь и сейчас,,Завершила райские яблочки.С акварелью дружу,но осиливаю небольшие работы-подсела на розы.Надеюсь на встречу с Вами на,, Осеннем интенсиве,,Еще раз большое спасибо за внимание и поддержку!Успехов Вам во всем.
Спасибо, Людмила! Это здорово, что Вы испытали это состояние! Мне порой кажется, что рисование и живопись во многом притягивает, чтобы испытать это чувство еще раз 🙂
Здравствуйте.После» Недели роз»поняда, что карандаши это тоже инструмент для написания серьезных работ..горжусь своими рисунками -розами и яблоками.Но мне очень понравидся ваш рассказ о первой картине….Мне кажется..вам нажо еще писать…и получатся увлекательные рассказы о рисовании, о чувствах, о жизни.
Любовь, спасибо за Ваш отзыв! Очень рад, что рассказ Вам понравился)
Вадим, потрясающая история!!!
Наполнена искренностью и гордостью. Сама работа очень красивая.
Рада за вас, что у вас была поддержка в лице ваших родных.
Мне нравятся ваши работы и ваши мастер классы.
С удовольствием буду читать следующие ваши статьи.
Такое создаётся впечатление, что я вас давно знаю)))
Удачи.
Надежда, спасибо на добром слове!)
Дорогой Вадим!Я прочла Вашу замечательную историю о первой картине,как раз в то время,когда меня как будто оставили силы(покинуло вдохновение?).Я за этот год кое чему научилась ,у Вас-рисовать розы карандашом,у Татьяны Артыковой-портреты пастелью.Пробовала портреты детей и взрослых-простым грифелем.Меня не покидало чувство радости от работы.И,кое что совсем неплохо получилось.И вот.Всё как будто куда то делось.Может так бывает у многих?Я не знаю.Но мне Ваша история с картиной показалась очень вдохновляющей.Спасибо Вам за искренность и простоту ,такую ценную в нужную минуту.
Марина, творческий застой наверняка бывает у каждого. Меня, например, выручает периодический просмотр работ других художников) Тогда настроение повышается и хочется вернуться к творчеству)