Рисуем ствол сосны
Привет!
Многие из вас наверняка видели рисунки Ивана Ивановича Шишкина. Сегодня я предлагаю вам самим вообразить себя Шишкином и попробовать нарисовать небольшую частичку пейзажа, а именно - ствол соснового дерева с детализацией, как это делал великий художник. Если вы рассмотрите несколько картин художника в простом карандаше, то сможете заметить, что он активно сочетал как штрихи, так и растушевку в одном рисунке. Эта техника называется смешанной и наиболее часто используется в рисунке. Попробуем изобразить в таком же стиле.
Из материалов для нашего рисунка возьмем бумагу для графики (или мелкозернистую для акварели), простые карандаши HB, 4B, растушка #3 и клячка (ластик) на всякий случай.
В качестве референса я взял фотографию, которую сделал во время отпуска:
Итак, как обычно, вначале глядя на объект на фотографии, пытаемся изобразить основную форму сосны и ее ветви тонкими линиями карандаша HB. Сразу набрасываем те ветви, которые вам больше всего хочется показать. Совершенно не обязательно рисовать именно те ветви, что нарисовал я, т.к. вы должны развивать свое видение рисунка, а не копировать мое. И тем более не нужно рисовать все ветви, копируя фотографию. Рисуем только то, что вы, как художник, хотите показать зрителю. Рисуем пока только основные формы и расположение ветвей.
На втором этапе немного усиливаем нажим карандаша и проходим по стволу и каждой ветке, более четко определяя детали и контур рисунка. Прорисовываем маленькие веточки, сломанные сучки, показываем соединения ветвей со стволом сосны. В итоге у нас получается чистый контур объекта в простом карандаше. Такой рисунок называется линейным или, как пишут в некоторой литературе - линеарный, т.е. нарисованный с помощью линий.
Следующий этап - добавление тональных пятен, определяющих светотень объекта. Тем же карандашом HB штриховкой проходим по темным участкам сосновой коры, показывая тени от ветвей. А также заштриховываем область вокруг ствола сосны, показывая глубину пространства, которая придаст рисунку некоторую выразительность. Далее по области вокруг ствола дерева проходим растушкой, смягчая и разглаживая штрихи карандаша, чтобы фон больше походил на пятна, а не на штрихи. Также можно слегка пройти растушкой и по теням от ветвей дерева. Такой рисунок выполнен в смешанной технике, т.к. были применены и линии, и штрихи, и пятна.
Далее идет самое интересное. Этот этап порой вводит в некое состояние медитации, когда ты видишь, как из бледного рисунка начинает постепенно проявляться яркий образ. На этом этапе мы берем мягкий карандаш 4B и начинаем прорисовку деталей на каждой ветке. В темных местах своеобразными чешуйками показываем текстуру дерева. Усиливаем тени ветвей и падающие тени. Если где то нужна тень посветлее, то лучше возьмите карандаш HB, чтобы не переборщить и не перечернить рисунок. Задние ветви прорисовываем более легким нажимом, передние более жестким и четким. Чтобы было удобнее прорисовывать мелкие веточки и трещины в коре, чаще затачивайте карандаш 4B, т.к. мягкие карандаши быстро стачиваются. Места, куда падает свет на рисунке, оставляем незакрашенными.
Так, постепенно, шаг за шагом, ветка за веткой, прорисовываем детали ствола сверху вниз. Чтобы не запачкать рисунок, используйте чистый лист бумаги, подкладывая под рисующую руку. В итоге у вас получится что-то вроде этого:
Полный процесс о том, как нарисовать ствол сосны, смотрите на видео:
Рисуйте отдельные деревья по фото и с натуры, изучайте их отдельные детали и особенности. И тогда ваши рисунки будут выглядеть столько же реалистично и живописно, как у самого И. Шишкина 🙂
Удачи!
Ствол сосны-высший пилотаж!